Центр народной культуры провёл фольклорно-этнографическую экспедицию в Володарском районе
25 июня 2025 года специалистами отдела традиционной народной культуры Астраханского областного научно-методического центра народной культуры была проведена фольклорно-этнографическая экспедиция в селе Калинино Володарского района Астраханской области с целью записи казахского музыкального фольклора, а также сбора сведений, касающихся обычаев, традиций и обрядов местного населения. Встреча с жительницами села, среди которых были Кудайбергенова Роза Елеуовна (1947 г.р.), Бекмуханова Багиля Утешевна (1953 г.р.), Шаймакова Клара Жакиповна (1962 г.р.), Амангалиева Ахлима Нажмеденовна (1964 г.р.), Ураскалиева Таттигуль Самидуллаевна (1974 г.р.), а также жительница села Барановка Сагиндыкова Халия Килажевна (1947 г.р.), проходила в стенах Калининской средней общеобразовательной школы имени академика Ережепа Мамбетказиева, которую возглавляет Нурлиев Арман Героевич.
Первоначально данная местность носила название «Обжор». Вследствие отступления Каспийского моря здесь образовалась отмель, что способствовало заселению территории. Примерно в 1891 году на этой территории, удаленной от русских поселений, обосновался казахский бай Ергали Тюлендеев. Он выкупил землю у губернатора и основал небольшое поселение. Первыми жителями стали выходцы из казахского региона, из Денгизского района Гурьевской области. Основными занятиями населения были рыболовство и скотоводство. Бай Тюлендеев владел рыбными промыслами, на которые нанимались бедняки. Впоследствии поселение было названо Тюленды (или Тюлендеевка) в честь основателя. 27 февраля 1918 года из 4-х небольших посёлков была образована Тюлендеевская волость, а также сформирован исполнительный комитет рыболовецких и рабочих депутатов, председателем которого был избран Ергали Тюлендеев. В конце 1929 года в селе началась коллективизация, и Тюлендеев вступил в колхоз, передав ему все свое хозяйство. В том же году был создан колхоз «Энбек», объединивший сельскохозяйственное, рыболовецкое и животноводческое отрасли. По рекомендации председателя батрачкома Байтемуова, в 1930 г. село было переименовано в честь Всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина.
В ходе экспедиции были зафиксированы народные песни различных жанров, исполняемые родителями, а также бабушками и дедушками информантов: «Молдабай» (песня о состоятельном бае), «Марьям» (о русской девушке, вышедшей замуж за кудрявого казаха), «Рая» (о шестнадцати прекрасных девушках, из которых лишь одна является любимой), «Водовоз» (шуточная песня, текст которой объединяет слова из казахского и русского языков), а также колыбельные песни, частушки и другие произведения. Кроме того, была собрана информация о традиционных календарных праздниках: «Курсе Айт» – праздник, предшествующий «Наурызу» и отмечаемый 14 марта, день встречи и приветствия, когда люди навещают своих родных и близких, особенно старших, и желают им благополучия в наступающем году; «Наурыз» – праздник весны, обновления и начала нового года, символизирующий приход тепла, процветание и благополучие, отмечаемый 22 марта; а также о детских обрядах: «бесик-той» (праздник колыбели); «азан шақыру» (обряд имянаречения ребенка); «шаш алу» (стрижка волос), об обряде вызывания дождя «кудай жол» (дорога к Богу), а также о традиционной свадьбе казахов.
Полученные в результате экспедиции материалы войдут в фольклорно-этнографический фонд областного центра народной культуры.